Профориентация

Организация профессиональной ориентации учащихся в условиях учреждений дополнительного образования

         Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью.

         Педагог дополнительного образования помогает учащимся осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей учащихся подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

         И в тоже время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Организация профессиональной ориентации учащихся в условиях учреждений дополнительного образования

Система дополнительного образования детей является преемником внеклассной и внешкольной работы. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает для подрастающего поколения условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированная деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными и историческими памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.

Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь: ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования расширяется и увеличивается пространство жизнедеятельности детей. Постепенно растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые ниши, в которых находят себя дети с различными интересами.

Профессиональная ориентация учащихся в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления:

1) информационно-просветительское

2) диагностическое

3) консультационное

4) обучающее

Информационно-просветительское направление.

Реализуя это направление, учреждения дополнительного образования готовят серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляет профессиональный мир в конкретно-наглядной форме, организовывают экскурсии на предприятия. Педагоги дополнительного образования привлекают внимание учащихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирают необходимую литературу, учитывая возрастные и психологические особенности.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление.

Это направление реализуется через: самопознание, исследование учащимся своих качеств в контексте определенной профессии; оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств.

В развитии данного направления педагогам дополнительного образования можно использовать различные сборники тестов и анкет, помогающих определить уровень развития каких-то профессионально важных качеств. Грамотно провести тестирование по ним и дать компетентную рекомендацию может только специалист, но ничего плохого не будет, если учащийся в целях самопознания сам заполнит какую-нибудь анкету.

Если позволяет материально-техническая база, то в учреждении дополнительного образования может быть установлена одна из многочисленных компьютерных программ для определения возможного профессионального пути. Эти программы и большинство существующих тестов предназначены для ситуации, когда у учащегося есть какой-то определенный вариант выбора и он может более или менее адекватно оценить свои качества. А поскольку большая часть учащихся старшего возраста, – не говоря уж о более младших – психологически не готовы к профессиональному выбору, то и использование тестов для них представляет своеобразную игру.

Консультационное направление.

Подразумевает содействие выбору человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект.

Учреждения дополнительного образования, осуществляющие консультацию по профессиональному выбору, воспринимают саму ситуацию, как событие, направляющее жизнь человека в определенном русле

Учреждение дополнительного образования, в рамках консультационного направления, может предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

Обучающее (или формирующее) направление.

 В русле этого направления учащийся воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения: анализировать мир профессий; анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора; владение стратегиями поиска работы и поиска путей профессиональной самореализации. То есть, на специально организованных занятиях педагог дополнительного образования обучает учащихся компетенции в области профессионального выбора как общей социальной компетенции. В рамках этого направления педагог дополнительного образования может проводить специальные личностно ориентированные занятия с объединением по интересам, направленные на активизацию личности учащегося в области профессионального самоопределения.

Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования

         Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога можно представить в виде таблицы. Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа – не доводить принцип до крайности, не извращать его.

Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования:

Ориентация учащихся на выбор профессии должна проходить на протяжении всего периода обучения, начиная с младшего возраста. В этом возрасте учащимся необходимо прививать любовь к труду с развитием и закреплением познавательных интересов учащихся.

         Первый этап профессиональной ориентации включает работу с учащимися 4–6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у учащихся; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе учащимися-спортсменами профессионального жизненного пути.

         Для решения этих задач рекомендуется проведение занятий профессиональной ориентации на высоком методическом уровне; экскурсии на предприятия; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о выборе профессии; беседы о значении выбора профессии и др.

         Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4–6 классов может включать изучение личности учащегося; проведение бесед на тематику выбора профессии и др.

         Второй этап (7–8 классы) работы по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи учащимся в поиске своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки.

         Это достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч с выпускниками; шефской помощью в работе с младшими учащимися; изучение специальной литературы по избранной профессии, тестирование.

         Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 7–8 классов предусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к определенной деятельности.

         Третий этап (9–10–11 классы) – это этап профессионального самоопределения учащихся. На данной этапе решаются следующие задачи: организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей.

         Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; тематические конкурсы по «защите» будущей профессии, деловые игры, презентации, проведение тематических бесед «Моя будущая профессия».

         Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагог дополнительного образования помогает учащимся осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей учащихся подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии.

         И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

         Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

 

КАКУЮ ПРОФЕССИЮ ВЫБРАТЬ, ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧЕГО ХОЧЕШЬ

Работа — это место, где мы проводим треть жизни. Выбор сферы деятельности самый важный из тех, что мы делаем в течение жизни. Но как выбрать, если ни к чему не тянет? Как выбрать профессию по душе?

Подросткам предоставляют первый в жизни серьезный выбор. А в голове еще ветер. И мысли, конечно, о любви. Мы поступаем в колледж за компанию или чтобы быть недалеко от своей половинки. Часто бросаем учебу, потому что осознаем, что сделали неправильный выбор. Разрываемся между тем, что нравится, и тем, что хорошо оплачивается. Как правильно выбрать профессию и потом не сожалеть? Поговорим об этом.


КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ


Подростки не всегда понимают, что такое профессия. У них на этот счет поверхностное, размытое представление. Нужно где-то отучиться. Куда-то поступить после школы. Немногие серьезно подходят к делу. Но даже тогда есть шанс ошибиться, потому что у подростков недостаточно навыков и знаний.

КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ НЕ СТОИТ?

По удобству расположения учебного заведения.
Вместе с друзьями или любимым человеком.
По престижу.
По настоянию родителей.
По детским необдуманным мечтам.
Эти факторы учитываться не должны. Смотрите глубже.

НА ЧТО СТОИТ СМОТРЕТЬ, ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

На собственные навыки и умения: что хорошо получается.
На вкусы и предпочтения. Нужно оценить, насколько они постоянны, как часто менялись, какие занятия нравятся по жизни.
Нужно смотреть в будущее и выяснить, какую зарплату обещает должность. Как вы будете жить. При этом не учитывать возможную помощь от родственников, не учитывать возможность брака. Есть только вы и эта специальность. Проживете ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты?
Вот три кита, на которых держится выбор профессии: врожденные способности;
пристрастия;
перспектива.
Отсюда нужно отталкиваться.


ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ НЕТ ИДЕЙ


Как выбрать себе профессию по душе, если не знаешь, чего хочешь? Если в голове ни одной мысли по этому поводу? Этот вопрос часто задают себе выпускники школы. Тут есть несколько опорных точек:

Нужно изучить, какие профессии сегодня востребованы.
Отказаться от стереотипа, что чем сложнее ваша специальность, тем больше вы будете зарабатывать. Сегодня мастера маникюра получают больше, чем люди с высшим образованием. Такое время пришло.
Нужно отделять мечты от реальности: не все хорошие певцы сегодня много зарабатывают. Таланты просто не могут пробить себе дорогу. Нужно учитывать имеющиеся связи и возможности.
Подумайте, чем вам нравится заниматься. Можно ли из этого сделать профессию?
Эти критерии должны навести вас на мысли.


МОЖНО ЛИ ВЫБРАТЬ ДЕЛО ПО ДУШЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Если вас этот вопрос заинтересовал, уже хорошо. Многие думают, что это само собой разумеется. Вот несколько занимательных фактов.

Почти 60% людей не работает по специальности.
Только 30% населения имеют высшее образование.
Многие из тех, кто поступил в ВУЗ, не обладают никакими практическими навыками профессии, но приобретают их в ходе обучения.
Человек в среднем меняет от 2 до 7 специальностей за жизнь.
Психологи рекомендуют помимо работы завести хобби. Оно повышает вероятность продержаться на одном месте несколько лет. Просто приходит время, и психика устает от выполнения однотипных задач, рутины. Приходит время двигаться дальше, открывать новые грани. Старые увлечения, которыми вы раньше горели, больше не интересуют. Потому что вы их переросли. Меняются взгляды, приоритеты. И перемены в жизни необходимы. Чем их больше, тем полноценнее жизнь.

В том, что вы работаете всю жизнь на одной работе, нет плюсов с психологической точки зрения. Психике необходимо разнообразие.
Конечно, можно выбрать занятие на всю жизнь. Но должны быть и увлечения. И профессию тоже желательно менять. Не раз в год, но хотя бы раз в десятилетие. Это не обесценивает опыт образования. Напротив. Его нужно выбирать так, чтобы с этим дипломом вас приняли и на другие места. Опыт работы вам пригодится. Он даст право выбирать. А еще вы станете специалистом в двух-трех областях.


КАКИЕ ПРОФЕССИИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ В БУДУЩЕМ
Выбрать профессию в соответствии с перспективой — мудро. Только нужно, чтобы вам она ещё и нравилась.

Каждый день ходить на работу, которую вы не любите — это ад. Работа должна приносить позитивные эмоции. И не только тогда, когда вы уходите оттуда вечером. Счастлив тот, кто утром с радостью спешит на работу, а вечером с такой же радостью возвращается домой.
Как выбрать работу с перспективой? Рассмотрим профессии, которые всегда будут востребованы.

Стоматолог. Зубы у людей болеть не перестанут. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей сегодня.
Врач. Но это не профессия, а образ жизни. Вы на работе всегда, до пенсии.
Преподаватель. Но работа учителя одна из самых тяжелых психологически.
Программист. В век компьютерных технологий точно не останетесь без работы.
Повар. Люди всегда будут кушать.
Парикмахер. Для информации: волосы растут в среднем на 1 см в месяц.
Мастера ногтевого сервиса.
Продавец.
Ветеринар.
Весьма востребованы психологи. Они работают не только с пациентами. Их нанимают для набора кадров в крупные компании. Универсальная профессия по сути.
Всегда не хватает водителей.
Летчик. Авиаперевозки сегодня пользуются спросом.
Агроном.
Каждой солидной фирме нужен бухгалтер. А это и частные предприятия, и государственные.
Воспитатели.
А еще нужны ученые. Кому, кроме них, совершать великие открытия?

ВЫБОР ПРОФЕССИИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВ: 4 ВАЖНЕЙШИХ ТЕСТА
Выбрать профессию помогут тесты на профориентацию. Мы расскажем о тестах при выборе профессии, и вы сможете понять, в чем преимущество каждого из них.


ТЕСТ ПО СОЦИОНИКЕ
Начать лучше с него. Он позволяет определить тип личности. Вы поймете, имеете склонность к гуманитарным или точным наукам. Также тест определяет, интроверт вы или экстраверт. Экстраверты нуждаются в общении. А для интровертов комфортнее общение один на один. Работа с людьми в аудитории будет их угнетать. Важный фактор в выборе профессии. Тип личности — это черта, которая всегда будет с вами. Тест по соционике откроет личность с другой стороны.

ОПРОСНИК ГОЛЛАНДА
Необычный, но точный тест. В таблице размещены 42 пары профессий. Выбирайте ту, что которая нравится больше. По ответам будет определен тип вашей личности.

Каждому типу подходят свои специальности. Именно в этих сферах вы сможете достичь успеха.

МЕТОДИКА КЛИМОВА
«Не могу выбрать профессию» — скорее, отговорка, нежели реальная проблема. Следующим тестом будет определение склонности к роду деятельности. Методика Климова позволит определить вас в одну из категорий:

человек-человек;
человек-природа;
человек-художественный образ;
человек-техника;
человек-знаковая система.
Вы поймете, в каком направлении думать.


МАТРИЦА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Еще один тип тестирования, который стоит пройти всем, кто ищет ответ на вопрос: «Какую профессию выбрать». Матрица работает по принципу таблицы. Вы выбираете сначала то, с чем хотелось бы работать, а потом то, в каком направлении хотелось бы работать. Находите пересечение и получаете результат: профессии, соответствующие тому и другому. Объяснение сложное, но на деле все элементарно. Пройдите тест, и получите готовые варианты.


КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПРОФЕССИЮ

Суммируем вышесказанное. Стоит пройти 4 теста, которые помогут лучше узнать наклонности, способности, психотип и подходящие специальности. Далее проанализируйте возможности и наклонности. Постарайтесь выбрать специальность, отвечающую вашим потребностям.

общение с людьми или уединение;
реализация талантов, способностей;
близость к дому или возможность путешествовать, находясь в командировках.
Не забудьте о зарплате. Она должна позволять жить самостоятельно, не ущемляя себя в необходимых вещах.


УЧИТЫВАЙТЕ СВОИ ИНТЕРЕСЫ

Помните, это основной пункт. Но он и самый изменчивый. Ориентируйтесь на прошлое. Выбирайте интересные для вас занятия. Не мимолетные, а с постоянным интересом. Если вы любите готовить и давно научились делать разные вкусняшки, а месяц назад вдруг пристрастились к танцам, то выбирать стоит кулинарию. То, что стабильно нравилось вам долгое время.


ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ УМЕНИЯ

Важно не только желание, важны навыки. О том, как выбрать будущую профессию, стоит спросить родителей, родственников, учителей. Попросите их рассказать об их опыте, попросите совета. Люди, которые давно вас знают, подскажут, к чему есть врождённые способности. Учитывайте этот фактор. Талант — это тяжёлая ноша. Реализуйте его. Иначе это будет тяготить вас. В крайнем случае сделайте из него хобби.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СВОЕ СЕГОДНЯШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

За жизнь у вас наверняка были разные увлечения. Вы окончили школу, где в программе были любимые и нелюбимые предметы. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься? Поразмышляйте со стороны. Представьте, что к вам пришел человек с серьезным вопросом. Он спрашивает, как правильно выбрать себе профессию. Вы будете давать советы, учитывая свои способности. Также нужно учитывать и материальное положение. Высшее образование сегодня требует больших денег. Но всегда можно попробовать поступить на бюджет.

ПЛАНИРУЙТЕ СМЕЛО СВОЕ БУДУЩЕЕ


Какую профессию выбрать, вы уже знаете. Осталось пройти тесты, попросить совета у близких, включить в расчет навыки и желания. Будьте реалистами. Хотите стать стоматологом? Зайдите в клинику и поговорите с врачом. Пусть он расскажет об особенностях профессии. Не бойтесь трудностей. На пути к своей цели вы должны видеть не препятствия, а саму цель, ее положительные стороны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбирайте профессию, которая будет приносить удовлетворение. При этом оценивайте перспективы, учитывая худший вариант развития событий. У вас должна быть альтернатива. Не бойтесь перемен. Откройтесь навстречу чему-то новому.

 

 

Источник: https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samopoznanie/kak-vybrat-professiyu